Сущность и функции бухгалтерского учета. Бухгалтер-аналитик. Главный бухгалтер. Организация бухгалтерского аппарата

Бухгалтерский учет – система наблюдения, измерения, регистрации и контроля за наличием, движением хозяйственных средств организации и результатами хозяйственных процессов.

Функции бухгалтерского учета: контрольная; информационная, аналитическая; обеспечение сохранности имущества и др.

Для ведения управленческого учета предприятию требуется бухгалтер-аналитик, который должен владеть основами бухгалтерского и финансового учета. Он принимает участие в разработке бюджета предприятия, обсуждении производственной программы предприятия, рынков сбыта, рентабельности продукции.

Главный бухгалтер должен иметь высшее образование; иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет; не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы.

Бухгалтерия крупных предприятий подразделяется на ряд отделов. Данная структура бухгалтерского аппарата применяется на большинстве средних, а иногда и на крупных предприятиях, и называется вертикальной:

  • расчетный отдел: расчеты с персоналом по оплате труда, социальному страхованию, расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате;
  • материальный отдел: учет расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов,тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей;
  • производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости;
  • отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах;
  • отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций;
  • общий отдел бухгалтерии предприятия составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Линейная структура – структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Комбинированная система организации аппарата бухгалтерии возможна на крупных предприятиях. При этой системе выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *