Объекты бухгалтерского учета: понятие и виды
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
По составу и характеру использования имущество организации подразделяют на три группы:
- внеоборотные активы: основные средства, (здания, машины, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь), нематериальные активы, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения;
- оборотные активы: краткосрочные финансовые вложения (сырье, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, средства в расчетах и др.);
- отвлеченные средства (налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет и др.).
По своему назначению документы подразделяются:
- на распорядительные: доверенности, наряды, приказы. Основанием для записи в бухгалтерские регистры распорядительные документы не служат. Они имеют большое значение для предварительного контроля за правильностью, т.е. юридической и экономической обоснованностью совершения операций;
- оправдательные: приходные и расходные накладные, различные акты, кассовые чеки и др.;
- бухгалтерского оформления: расчетная ведомость на заработную плату, расчет амортизационных отчислений, справки об ошибках, обнаруженных в учетных регистрах и подлежащих устранению посредством дополнительных записей, и т.п.;
- комбинированные: распорядительное и оправдательное назначение имеют товарно-транспортные накладные, требования на получение материалов со склада.
По способу отражения хозяйственных операций документы делятся:
- на первичные документы, составляющиеся в процессе совершения той или иной операции. Они становятся самым первым письменным свидетельством ее осуществления, например, кассовые ордера, платежные поручения, накладные, приемосдаточные акты, препроводительные ведомости к сумме с денежной выручкой и т.д.
В зависимости от количества зарегистрированных операций первичные документы делятся:
- на разовые документы – документы (кассовый ордер, чек, требование, накладная), в которых фиксируют единственную, однократно совершенную операцию;
- накопительные документы, в которых отражают несколько однородных хозяйственных операций по мере их совершения на протяжении некоторого промежутка времени;
- сводные документы. Это первая ступень обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая предшествует их бухгалтерской обработке. Сводными документами являются товарные отчеты материально ответственных лиц, кассовые отчеты кассира, отчеты подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.