Понятие и виды правовых актов управления
Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.
Основные черты правовых актов управления
- Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица;
- Правовой акт управления имеет подзаконный характер;
- Принимается в одностороннем порядке;
- Устанавливает обязательные правила поведения субъектов в сфере государственного управления.
Требования, применяемые к акту управления
- Целесообразность административного акта;
- Законность (наличие компетенции на принятие соответствующего акта, соответствие законодательству в общем, соблюдение процессуальных правил издания);
- Организационные требования (соблюдение грамматических норм, структура документа)
и др.
Виды правовых актов управления
По юридическим свойствам актов управления:
- Нормативные – акты правления, которые устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не обращенные к конкретным лицам. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня (постановления правительства).
- Индивидуальные – юридические акты, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, носящие правоприменительный характер, издающиеся в отношении определенных указанных в акте лиц. Такие акты решают конкретные административные дела (приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания)
- Смешанные акты управления – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения одновременно
По органу, издавшему акты:
- Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства
- Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.)
- Акты органов исполнительной власти субъектов
По юридической силе:
- Акты президента
- Акты правительства
- Ведомственные акты
По территории действия:
- Федеральные акты
- Акты субъектов федерации
По порядку принятия:
- Акты принятые коллегиальным органом
- Акты принятые единолично
По характеру компетенции:
- Общей компетенции
- Межотраслевой компетенции
- Отраслевой компетенции
Процедуры подготовки, издания, реализации и вступления в силу правовых актов управления
Создание правового акта управления осуществляется с помощью следующих стадий:
- Подготовка проекта правового акта управления – на этой стадии определяется срок подготовки проекта и ведется разработка самого акта одним из органов исполнительной власти
- Издание правового акта управления – издание правового акта управление различается в коллегиальных и единоличных органах. В коллегиальных органах моментом издания акта является принятие членами данного коллегиального органа решения об издании большинством голосов. В единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) его руководителем.
- Официальное опубликование правового акта управления – опубликование акта в официальных источниках
- Вступление в силу – правовой акт может вступить в силу со дня опубликования, по истечении определенного времени со дня опубликования либо с даты, указанной в данном акте.
Правовой механизм оспаривания актов управления
Основанием для оспаривания актов управления является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц.
Основными формами оспаривания актов управления являются:
- Опротестование – причем опротестование может осуществлять только прокурор
- Обжалование – обжалование гражданами (участниками производства по делам об административном правонарушении) правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы