Акты гражданского состояния

Общие положения, относящиеся к регистрации актов гражданского состояния, содержатся в ст. 47 Гражданского кодекса (ГК). Определение органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, порядка регистрации этих актов, порядка изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, форм актовых книг и свидетельств, а также порядка и сроков хранения актовых книг п. 4 ст. 47 ГК отнесено к компетенции Закона об актах гражданского состояния.

Акты гражданского состояния подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах ЗАГС. Перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, установлен п. 1 ст. 47 ГК. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с ним государственной регистрации подлежат:

  1. рождение;
  2. заключение брака;
  3. расторжение брака;
  4. усыновление (удочерение);
  5. установление отцовства;
  6. перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества – ст. 19 ГК);
  7. смерть гражданина.

Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т. п.

Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место, и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т. е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. 1 Семейного кодекса (СК) и расторжения брака (при его расторжении в органах ЗАГС – ст. 25 СК).

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах – для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т. д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами ЗАГС, образованными органами исполнительной власти субъектов РФ. Акты гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации.

Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах ЗАГС, и не требуют последующей государственной регистрации.

[reklama]

Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство – документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге и являются документами строгой отчетности, каждый такой бланк имеет серию и номер. Формы бланков этих документов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 № 709 «О мерах по реализации Федерального закона „Об актах гражданского состояния“». Закон об актах гражданского состояния определяет, какие конкретно сведения должны быть внесены в ту или иную запись акта гражданского состояния (о рождении, заключении брака и др.), а также в соответствующие свидетельства.

Первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей отдельно), составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги). Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния. По истечении этого срока актовые книги передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах ЗАГС по месту их составления, вторые – в органе исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе.

Для составления записи акта гражданского состояния гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния (например, справка установленной формы о рождении или смерти, совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке, об установлении отцовства или решение суда об установлении отцовства и др.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа ЗАГС. Ответственность за правильность государственной регистрации акта гражданского состояния и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа ЗАГС.

Сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган ЗАГС вправе сообщить эти сведения только по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, или в суд.

Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния вносятся органом ЗАГС по заявлению заинтересованных лиц (например, когда при совершении записи допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т. п.), на основании решения суда (например, на основании решения суда об исключении сведений об отце ребенка при оспаривании отцовства), на основании решений административных органов (например, решения органа опеки и попечительства об изменении имени или фамилии ребенка – ст. 59 СК), на основании других составленных записей актов гражданского состояния (например, в запись акта о рождении вносятся изменения на основании записи об установлении отцовства или об усыновлении). Отказ органа ЗАГС внести в запись актов гражданского состояния изменения или исправления может быть обжалован в суд, и необходимые исправления или изменения будут внесены уже по решению суда. Только на основании судебного решения вносятся исправления или изменения в запись актов гражданского состояния при наличии спора между заинтересованными сторонами.

При утрате свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом ЗАГС повторное свидетельство на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органах ЗАГС. Сама утраченная запись акта гражданского состояния может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего акта гражданского состояния (ст. 247 ГПК). Основанием для обращения в суд является сообщение органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, об отсутствии первичной (или восстановленной) записи акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

Аннулирование записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту хранения этих записей на основании решения суда:

  • о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака;
  • об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др.

С момента аннулирования запись акта гражданского состояния утрачивает свое правовое значение. Прекращает свое действие и свидетельство, которое было выдано на основании этой записи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *